Продукты питания
КОНСЕРВАЦИЯ
Выбор материала этикетки для консервации зависит от тары, которая в данном случае может быть любой: стекло, пластик, металл. Легче всего нанести этикетку на стекло благодаря высокой гладкости поверхности. Если банка подлежит вторичной переработке, необходимо использовать этикетки со смываемым клеем. Смываемость может быть затруднена из-за нанесения на этикетку фольги или УФ-лака. Гибкая пластиковая тара сложнее для этикетирования, нужно учитывать фактуру и состав поверхностного слоя пластика.
МЯСНЫЕ И КОЛБАСНЫЕ ИЗДЕЛИЯ
Для этикеток на мясопродукцию используются разнообразные материалы — бумажные и пленочные, лакированные, металлизированные фольгой, самоклеящиеся и безосновные. Продукты на основе мяса часто имеют неровную текстуру поверхности. Если этикетируется изделие в гладкой оболочке, к этикетке также предъявляется требование устойчивости к влажной синтетической поверхности. Дизайн и материал этикетки для колбасных изделий должны сочетаться по цвету и фактуре с оболочкой.
МОРЕПРОДУКТЫ
Диапазон поверхностей для этикетирования здесь очень широк — стекло, пластик, полиэтилен, фольга. В большинстве случаев обязательным условием является низкая температура хранения, что может вызвать образование конденсата на поверхности упаковки. Этикетка должна обладать хорошей адгезией к влажным поверхностям. Необходимо дополнительное покрытие в виде химостойкого лака, если возможно попадание продукта на материал этикетки (например, при разгерметизации рыбных пресервов).
МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ
Линейка продукции на основе молока очень разнообразна по ассортименту и свойствам. Для продуктов "нового поколения" практикуется использование термоусадочной пленки, когда этикетка занимает всю площадь упаковки. Для бутылок используется круговая этикетка из высококачественной этикеточной пленки. Особые требования предъявляются к этикетированию продуктов в таре из нестабильного материала (например, ПЭТ-стаканчики) — этикетка не должна отклеиваться и деформироваться при охлаждении.
МАСЛОЖИРОВЫЕ ПРОДУКТЫ
Соусы и майонезы в стеклянной таре этикетируются самоклейкой по тем же правилам, что и консервация. Полипропилен, из которого изготавливают тару для подсолнечного масла, усложняет этикетирование, так как обладает низким поверхностным натяжением. К тому же поверхность пластиковой бутылки может быть неровной. Чтобы этикетка не деформировалась, необходимо хорошее сцепление клеевого слоя. Для охлаждаемых продуктов добавляется показатель устойчивости к понижению температуры.
ЗАМОРОЖЕННЫЕ ПОЛУФАБРИКАТЫ
Этикетка для продуктов глубокой заморозки изготавливается из самоклеящейся бумаги термоТОП, предполагающей дальнейшую маркировку. Термобумага выбирается исходя из различных условий нанесения (сухая или влажная поверхность, ровная/изогнутая, гладкая/шершавая) и эксплуатации этикетируемого товара (перепады температуры, воздействие солнечных лучей, прямой контакт с пищевым продуктом). Наличие защитного покрытия в составе материала термоТОП предохраняет изображение от конденсата и инея.
ЧАЙ И КОФЕ
Для этикетки и упаковки чайной продукции главным условием является отсутствие запаха. Упаковка может быть различной — бумажной, стеклянной, жестяной. Для кофе часто используется этикетка из термоусадочной пленки или самоклеящейся полуглянцевой бумаги на стеклянную банку. Для чая и кофе на развес широко применяется самоклеящаяся этикетка из полуглянцевой бумаги или из термобумаги, если предполагается дальнейшая маркировка.